Среди обрядов поклонения в Исламе особо выделяется ритуал «`И‘тикаф», совершаемый верующим в мечети.
`И‘тикаф — это пребывание в мечети с намерением снискания Одобрения от Аллаhа.
О ритуале «`И‘тикаф» упомянуто в Священном Кор`ане (Сура «Аль-Бакара», Аят 187).
Известно, что Посланник Аллаhа Мухаммад, мир Ему, совершал 10-ти дневный `И‘тикаф каждый месяц Рамадан, а в тот год, в котором ушел из жизни, Он провел в `И‘тикафе 20 дней благословенного месяца.
`И‘тикаф бывает 2-х видов:
— — — -
· `И‘тикаф-сунна, или необязательный `И‘тикаф: этот ритуал мусульманин совершает по собственному желанию — надеясь на вознаграждение от Аллаhа;
· `И‘тикаф-уаджиб, или обязательный `И‘тикаф: имеет место тогда, когда мусульманин сам берет на себя обязательство о совершении `И‘тикафа.
`И‘тикаф-уаджиб бывает:
А) без каких-либо условий, например, когда кто-либо делает такое намерение: «Ради Аллаhа даю обет пребывать в мечети такое-то время (указывается конкретно)»;
Б) с поставленными условиями, например, когда кто-либо намеревается: «Если выздоровеет мой родственник, я обязуюсь совершить `И‘тикаф (буду постоянно находиться в мечети) в течении 10-ти дней (или указывает другое время)».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Кто взял на себя обязательство совершить благодеяние, тот должен его выполнить» (этот Хадис передал Имам Аль-Бухарий, сб. «Сахих»).
`И‘тикаф-уаджиб бывает:
А) без каких-либо условий, например, когда кто-либо делает такое намерение: «Ради Аллаhа даю обет пребывать в мечети такое-то время (указывается конкретно)»;
Б) с поставленными условиями, например, когда кто-либо намеревается: «Если выздоровеет мой родственник, я обязуюсь совершить `И‘тикаф (буду постоянно находиться в мечети) в течении 10-ти дней (или указывает другое время)».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Кто взял на себя обязательство совершить благодеяние, тот должен его выполнить» (этот Хадис передал Имам Аль-Бухарий, сб. «Сахих»).
`И‘тикаф-уаджиб бывает:
А) без каких-либо условий, например, когда кто-либо делает такое намерение: «Ради Аллаhа даю обет пребывать в мечети такое-то время (указывается конкретно)»;
Б) с поставленными условиями, например, когда кто-либо намеревается: «Если выздоровеет мой родственник, я обязуюсь совершить `И‘тикаф (буду постоянно находиться в мечети) в течении 10-ти дней (или указывает другое время)».
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Кто взял на себя обязательство совершить благодеяние, тот должен его выполнить» (этот Хадис передал Имам Аль-Бухарий, сб. «Сахих»).
Обязательный `И‘тикаф следует выполнять в соответствии с тем, какой обет был дан: если мусульманин обязался совершать `И‘тикаф один день или более, то обязан выполнить его, соблюдя данное условие.
А для `И‘тикафа-сунны не оговаривается условие о времени его совершения: ритуал возможно совершать в любое время, когда находишься в мечети — долгое оно или короткое, — сделав намерение о совершении `И‘тикафа; вознаграждение за такое пребывание человек получает все то время, пока находится в мечети.
К условиям `И‘тикафа относятся:
1) совершение намерения; его место — в сердце, поэтому не обязательно произносить его слова вслух: «Я намерился совершать `И‘тикаф в мечети ради снискания Одобрения от Аллаhа»;
2) пребывание в мечети (согласно сказанному ханафитами, необходимо, чтобы мечеть была Джама‘а — в которой совершаются коллективные Молитвы, и где есть имам и му`аззин);
3) исповедание Ислама — как и любое благодеяние, `И‘тикаф не принимается от немусульманина;
4) наличие состояния «тамйиз» (способность осмысливать полученную информацию), которого ребенок достигает обычно к 7-ми годам: `И‘тикаф не будет принят от ребенка, не имеющего состояния «тамйиз»;
5) наличие умственного здоровья: `И‘тикаф не принимается от умалишенного;
6) наличие ритуальной чистоты (Гусуль) от состояний «джунуб» (после оргазма и половой близости), «хайд» (менструации) и «нифас» (послеродовых выделений).
`И‘тикаф нарушают следующие обстоятельства:
1) выход из мечети без уважительных причин, к которым относятся — выход по нужде в туалет, а также, когда рушатся стены мечети и т.п. — в таких случаях выход из мечети не нарушает `И‘тикафа;
2) отступление от Веры: когда человек попал хотя бы в один из трех видов неверия (куфра) — в убеждениях, поступках или в речи, например, если оскорблял Аллаhа или Религию Ислам, или уподобил Создателя созданным; или отрицал Вознаграждение или Наказание, обещанные Аллаhом; или наступил на лист бумаги, на котором было написано Имя Аллаhа, зная, что оно там содержится;
3) состояния опьянения, сумасшествия, хайда или нифаса; в случае же потери сознания `И‘тикаф не нарушается.