Как человек может узнать о том, что Аллах им доволен?
Хвала Аллаху!
Один из признаков того, что Господь доволен своим рабом - это что Он приводит его к совершению благих поступков и удерживает его от дурных поступков. Это подтверждается словами Аллаха:
"Тем, кто следует прямым путем, Он увеличивает их приверженность прямому пути и дарует им богобоязненность." (Мухаммад, 47:17)
"А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро!" (Аль-Анкабут, 29:69)
Но если человек испытывает затруднения, мешающие совершать благие дела, и сторониться запрещенного - да упасет нас от этого Аллах - тогда это признак того, что Аллах не доволен им.
Аллах также разъяснил в Своей Книге, что признаком довольства Аллаха Своим рабом и Его руководства служит то, что Он открывает его сердце для истинного руководства и истинной веры. А признаком заблуждения и удаленности от Прямого Пути является ощущение душевных страданий и сжатия в сердце.
Аллах говорит (перевод смысла): "Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует." (Аль-Анам, 6:125)
Комментируя аят "Кого Аллах желает наставить на прямой путь...", Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: "Он раскрывает его сердце для Таухида и Веры (в Аллаха)." Тафсир Ибн Касир, 2/175
Другим признаком любви Аллаха к Своему рабу и Его довольства им служит то, что Он делает его любимым Своими рабами. Аль-Бухари (3209) и Муслим (2637) передали от Абу Хурайры что Пророк, мир ему и благословение от Аллаха, сказал: "Если Аллах испытывает любовь к рабу, Он обращается к Джибрилу (и говорит): "Поистине, Аллах любит такого-то, полюби же его и ты", (после чего) Джибрил (начинает) любить его, и Джибрил обращается к обитателям небес (со словами): "Поистине, Аллах любит такого-то, полюбите же его и вы", и обитатели небес (начинают) либить его, а потом ему оказывают хороший прием и на земле".
Ан-Навави сказал: слова "а потом ему оказывают хороший прием и на земле" означают то, что люди любят его и рады видеть его, поэтому их сердца склоняются к нему. Это говорится в другом хадисе: "и он находит любовь на земле".
Убеждения и верования играют важную роль и занимают значимое место в жизни каждого человека. Даже благополучие человека в этом мире, не говоря уже об успехе в жизни будущей, зависит от веры, от её правильности и чистоты. Поэтому благоразумные люди стремятся к тому, чтобы их вера и их убеждения были правильными и совершенными. Поистине, разумный человек ни о чём другом так не заботится, как он заботится о своей вере. Именно так поступали первые мусульмане, лучшие представители нашей уммы, да будет доволен ими Аллах! Они наблюдали за состоянием своей веры, за своими деяниями и давали друг другу полезные наставления. Давайте вспомним некоторые их преданий по этому поводу.
1. ‘Умар ибн ал-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, говорил своим сподвижникам: «Идите сюда, укрепим нашу веру».
2. ‘Абдаллах ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, говорил: «Садитесь с нами, укрепим нашу веру». Кроме того, он часто читал молитву: «О Боже, увеличь мою веру, мою убежденность и мое понимание религии».
3. Му‘аз ибн Джабал, да будет доволен им Аллах, говорил: «Садитесь с нами, поверим часок».
4. ‘Абдаллах ибн Раваха, да будет доволен им Аллах, брал за руки нескольких своих друзей и говорил: «Пойдемте, поверим часок! Пойдемте, помянем Аллаха и укрепим свою веру благодаря покорности Ему, чтобы Он помянул нас Своим прощением».
5. Абу ад-Дарда, да будет доволен им Аллах, говорил: «О мудрости раба свидетельствует понимание им того, укрепляется он или ослабевает, и умение распознать наущения шайтана, когда они подступают к нему».
6. ‘Умайр ибн Хабиб, да будет доволен им Аллах, говорил: «Вера увеличивается и уменьшается». Его спросили: «А что означает ее увеличение и уменьшение?» Он ответил: «Если мы поминаем Великого и Могучего Аллаха, восхваляем и прославляем Его, то она увеличивается; если же мы проявляем беспечность, расточительность и забывчивость, то она ослабевает».
7. ‘Алкама ибн Кайс ан-Нахаи, один из самых старших и выдающихся табиев, да смилуется над ним Аллах, говорил своим соратникам: «Пойдемте с нами, укрепим свою веру».
8. Однажды ‘Абд ар-Рахмана ибн ‘Амра ал-Ауза‘и спросили: «Может ли вера увеличиться?» Он ответил: «Да, пока не станет подобна горам». Его спросили: «А может ли она уменьшиться?» Он ответил: «Да, пока от нее ничего не останется».
9. Однажды имама Ахмада ибн Ханбала спросили: «Может ли вера увеличиваться и уменьшаться?» Он ответил: «Она может увеличиваться, пока не достигнет вершины седьмого неба, и уменьшаться, пока не опустится до низовья седьмой земли». Он также говорил: «Вера складывается из слов и поступков, она увеличивается и уменьшается. Если ты совершил добрый поступок, то она увеличивается, если же ты растратил ее, то она уменьшается».
Преданий по этому поводу очень много, и каждому, кто размышляет над жизнеописанием праведных предков и читает предания о них, становится ясно, насколько усердно они заботились о своей вере и какое большое внимание они уделяли её сохранению и укреплению. Они знали, что есть много разных способов укрепить веры и что есть факторы, которые, наоборот, уменьшают и ослабляют её. Они усердно пытались усилить свою веру и остерегались всего, что может ослабить её, и благодаря этому они добились успеха и стали имамами для богобоязненных рабов.
Знание этих причин — причин укрепления и ослабления веры — приносит огромную пользу и великое благо. Поэтому мусульманину, которого заботит его собственная судьба, следует усердно изучать эти причины, размышлять над ними и использовать эти знания на практике. Шейх ‘Абд ар-Рахман ибн Насир ас-Са‘ди пишет: «Счастливый верующий никогда не перестает усердствовать в двух делах. Во-первых, он всегда стремится усовершенствовать свою веру и выполняет ее требования в знаниях и на практике. Во-вторых, он стремится избежать всего, что не совместимо с ней, и избегает любых очевидных и скрытых искушений, которые разрушают или уменьшают её. А посредством искреннего раскаяния он излечивает упущения в первом деле и нарушения во втором, пытаясь поправить дела, пока еще есть время». [Ат-Таудих ва-л-байан ли шаджара ал-иман. С. 38.]